terso1.ru

¬сего зарегистрировано: 805 —ейчас на сайте:0Ќовых:0√ости:9

Ѕиблиотека

«аголовок:

”пущение грамматистов

јвтор: ∆юли (∆юли)

ѕомните уроки русского €зыка в III-IV классах? ”чили глаголы, какие относ€тс€ к I спр€жению, какие - ко II? ј исключени€ помните? ћы их заучивали в виде стишка:
√нать, держать, смотреть и видеть,
ƒышать, слышать, ненавидеть,
» зависеть, и вертеть,
» обидеть, и терпеть.
“олько не все исключени€ попали в этот список. ”ж чего не догл€дели авторы учебников - не пойму. ѕравда, € окончила школу в 1985 году, не исключаю, что потом филологи, пишущие учебники, спохватились. Ќо некоторые "забытые" исключени€ € подметила ещЄ будучи школьницей.

 

¬озьмЄм глаголы "кричать", "спать", "трещать", "сидеть", "висеть", "гл€деть", "галдеть", "выгл€деть", "блестеть", "греметь", "лететь", "свистеть", "кипеть", "хрипеть", "храпеть", "скрипеть", "пыхтеть", "сто€ть", "кр€хтеть", "гудеть", "молчать", "дудеть", "шипеть", "стучать", "шуметь", "пищать", "звенеть", "визжать", "жужжать", "лежать", "дрожать", "гореть", корпеть. ќкончани€ - дл€ I спр€жени€, но в насто€щем времени какое? II!

 

я кричу, ты крич»шь, он(а) крич»т, мы крич»м, вы крич»те, они кричјт.
я сплю, ты сп»шь, он(а) сп»т, мы сп»м, вы сп»те, они спят.
я трещу, ты трещ»шь, он(а) трещ»т, мы трещ»м, вы трещ»те, они трещјт.
я сижу, ты сид»шь, он(а) сид»т, мы сид»м, вы сид»те, они сидят.
я вишу, ты вис»шь, он(а) вис»т, мы вис»м, вы вис»те, они висят.
я гл€жу, ты гл€д»шь, он гл€д»т, мы гл€д»м, вы гл€д»те, они гл€дят.
------, ты галд»шь, он галд»т, мы галд»м, вы галд»те, они галдят.
я выгл€жу, ты выгл€д»шь, он(а) выгл€д»т, мы выгл€д»м, вы выгл€д»те, они выгл€дят.
я блещу, ты блест»шь, он(а) блест»т, мы блест»м, вы блест»те, они блестят.
я гремлю, ты грем»шь, он(а) грем»т, мы гремим, вы грем»те, они гремят.
я лечу, ты лет»шь, он(а) лет»т, мы лет»м, вы лет»те, они летят.
я свищу, ты свист»шь, он(а) свист»т, мы свист»м, вы свист»те, они свистят.
я киплю, ты кип»шь, он(а) кип»т, мы кип»м, вы кип»те, они кипят.
я хриплю, ты хрип»шь, он(а) хрип»т, мы хрип»м, вы хрип»те, они хрипят.
я храплю, ты храп»шь, он(а) храп»т, мы храп»м, вы храп»те, они храпят.
я скриплю, ты скрип»шь, он скрип»т, мы скрипим, вы скрип»те, они скрипят.
---------, ты пыхт»шь, он пыхт»т, мы пыхт»м, вы пыхтите, они пыхтят.
я стою, ты сто»шь, он(а) сто»т, мы сто»м, вы сто»те, они стоят.
------, ты кр€хт»шь, он(а) кр€хтит, мы кр€хт»м, вы кр€хт»те, они кр€хтят.
------, ты гуд»шь, он(а) гуд»т, мы гуд»м, вы гуд»те, они гудят.
я молчу, ты молч»шь, он(а) молч»т, мы молч»м, вы молч»те, они молчјт.
-------, ты дуд»шь, он(а) дуд»т, мы дуд»м, вы дуд»те, они дудят.
я шиплю, ты шип»шь, он(а) шип»т, мы шип»м, вы шип»те, они шипят.
я стучу, ты стуч»шь, он(а) стуч»т, мы стуч»м, вы стуч»те, они стучјт.
------, ты шум»шь, он(а) шум»т, мы шум»м, вы шум»те, они шумят.
я пищу, ты пищ»шь, он(а) пищ»т, мы пищ»м, вы пищ»те, они пищјт.
я звеню, ты звен»шь, он(а) звен»т, мы звен»м, вы звен»те, они звенят.
я визжу, ты визж»шь, он(а) визж»т, мы визж»м, вы визж»те, они визжјт.
я жужжу, ты жужж»шь, он(а) жужж»т, мы жужж»м, вы жужж»те, они жужжјт.
я лежу, ты леж»шь, он(а) леж»т, мы леж»м, вы леж»те, они лежјт.
я дрожу, ты дрож»шь, он(а) дрож»т, мы дрож»м, вы дрож»те, они дрожјт.
я горю, ты гор»шь, он(а) гор»т, мы гор»м, вы гор»те, они горят.
я корплю, ты корп»шь, он(а) корп»т, мы корп»м, вы корп»те, они корпят.
ј вот глаголы "бить","пить", "лить", "жить", "шить" и "вить". ќни на -ить, так что должны быть II спр€жени€ (исключени€ "брить", стелить", упоминались, а про эти глаголы забыли).“ем не менее, гл€нем на их спр€жение в насто€щем времени. ќкончани€ - от I.
я бью, ты бь®шь, он(а) бь®т, мы бь®м, вы бь®те, они бьёт.
я пью, ты пь®шь, он(а) пь®т, мы пь®м, вы пь®те, они пьёт.
я лью, ты ль®шь, он(а) льЄт, мы ль®м, вы льЄте, они льёт.
я живу, ты жив®шь, он(а) жив®т, мы жив®м, вы жив®те, они жив”т.
я шью, ты шь®шь, он(а) шь®т, мы шь®м, вы шь®те, они шьёт.
я вью, ты вь®шь, он(а) вь®т, мы вь®м, вы вь®те, они вьёт.

 

  слову скажу, € что-то не припомню, чтобы нам задавали морфологический разбор указанных глаголов. ¬едь при этом разборе надо указывать спр€жение, кто-то мог механически указать не то, а кто-то и задумалс€ бы, почему в учебниках не упом€нули.
≈сли этот "размышлизм" попадЄтс€ на глаза потенциальным авторам учебников русского €зыка, имейте, пожалуйста, в виду!




∆анр: стать€
“ематика: педагогика
¬рем€ добавлени€: 29.11.2010, 02:49
–азместил: ∆юли
ѕросмотров - 10407, комментариев - 5, оценок - 1
ƒобавить комментарий

ќЅЋј„ ќ(ћышка ћЄбиуса :) ), 25, —анкт-ѕетербург
12.02.2011, 14:51

“очно,это дл€ сайты Ћизы как раз :)


∆юли, 50, »ркутск
12.12.2010, 04:06
ќтвет дл€: Ћиза

“о-то и оно, что неверно! ѕричЄм и в школе, и в институте (был у нас на младших курсах русский €зык). ¬от и написала € об этом статью в надежде, что кто-то из твоих коллег прочтЄт и задумаетс€. ћожешь вз€ть эту статью на свой сайт.


Ћиза, 49,  останай
11.12.2010, 16:07
ќтвет дл€: ∆юли

∆юли, неверно учили! —начала надо проспр€гать глагол, а уж если все окончани€ Ѕ≈«”ƒј–Ќџ≈! тогда по начальной форме.


∆юли, 50, »ркутск
10.12.2010, 03:55
ќтвет дл€: Ћиза

¬от об этом € и веду речь! Ќас в школе как учили: глаголы на -ить (кроме брить и стелить) - второго спр€жени€, остальные - первого. ѕотом познакомили нас с 11-ю исключени€ми. ј их-то больше! я как-то от скуки спр€гала какие-то глаголы (ох уж мы, лингвисты!) и заметила, что окончание инфинитива одно, а при спр€жении вылезает другое. » уже задумалась всерьЄз.


Ћиза, 49,  останай
09.12.2010, 08:41

∆юли, вечером прочту внимательнее. Ќо спр€жение глагола не сразу определ€етс€ по начальной форме, сначала надо проспр€гать (т.е. изменить по лицам и числам). вот если этот способ не дал результатов (т.е. все окончани€ безударные и определить спр€жение невозможно), только тогда ставим в начальную форму и смотрим, на что оканчиваетс€ гл. в н.ф. и не исключение ли это. √де-то так.